Учебная мотивация.
Новосёлова Л.С. педагог - психолог.
Особое внимание хочется уделить УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ. Часто приходиться слышать: " Современные дети не хотят учиться!", но это не дети не хотят, а учителя не могут учить их по- старому. Что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации. Путь первый - "заставить детей хотеть". Путь второй - "научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться". Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе. Но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Я за второй путь. Где же истоки учебной мотивации? На какие "кнопочки" можно нажимать, к каким источникам внутренней активности подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если грамотно их задействовать, проблем может стать значительно меньше.
Вот некоторые из таких источников:
- Интерес к информации - " Ужасно интересно, все то, что
неизвестно такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги.
- Интерес к способу действия - нормальная человеческая потребность- понять, как что- то делается, и сделать это еще лучше
- Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем- в любом деле кого-то интересует сам процесс, кого- то результат, а кого- то возможность общения и построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников огромный стимул.
Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс. Надо не мешать ему, а продвигать, обеспечивать. Другой аспект - общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
- Интерес к самовыражению и самопрезентации - учебные ситуации позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности нужны всем, а следовательно - стимулируют к учебе.
- Потребность в самопознании и самовоспитании - актуализируется у большинства подростков в подростковый период.
Отсюда интерес к психологическим тестам. Между тем современные курсы дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании- это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создать для школьников в учебном процессе.
- Актуализация творческой позиции- ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создание абсолютно нового продукта - известный способ повышения интереса к учебе.
- Осознание значимости происходящего для себя и других- осознанная мотивация- удел старшеклассников, до нее нужно дорасти, и очень хорошо, если она подкрепляется каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становиться продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка.
- Потребность в социальном признании - естественная потребность детей 8-12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того чтобы их любили, уважали значимые взрослые.
Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому. Подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную
кнопочку это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.
Поэтому уроки такого характера очень полезны и важны как для учащихся, так и для учителя.
( В работе над созданием системы уроков была использована статья М. Битяновой "Волшебные кнопки" газета "Школьный психолог"№12 за 2004 год)