Московский институт открытого образования

Кафедра эстетического образования и культурологии. 

 

Курсовая работа слушателя группы№428

«Театр и театральная педагогика в системе работы образовательного учреждения» 

 

Новосёловой Ларисы Сергеевны 

 

На тему: Программа социальной адаптации

         и психологической реабилитации

                          младших школьников

                          методами театрального искусства 

 

                  Руководитель: Никитина А.Б              

 

 

ГОУ Прогимназия 1801

 

 

Программа социальной адаптации

и психологической реабилитации

младших школьников

методами театрального искусства.

 

Педагог-психолог

Новоселова Л.С.

 


         ВСТУПЛЕНИЕ

Прогимназия 1801является городской экспериментальной площадкой по теме «Развивающая среда начальной школы».

Целью образовательной программы ГОУ Прогимназия 1801 является создание воспитательно-образовательной системы, ориентированной на личность каждого ребенка, его развитие, самореализацию, а также условий для совершенствования содержания образования, поиска и внедрения новейших педагогических технологий.

Прогимназия – школа полного дня, где дети находятся с 8 часов утра до 19 часов. Не секрет, что образовательная программа нашего учебного заведения очень серьезная и рассчитана на физически и эмоционально стойких детей.

А это значит, что дети, обучающиеся у нас, очень нуждаются в родительском участии и поддержке. Однако, родитель сегодня – это занятый человек. Общество развивается по пути профессионализации, поэтому многие родители целиком и полностью возложили на нас, педагогов и психологов, обязанности воспитания и обучения собственного ребенка.

С одной стороны хорошо, что с  детьми работают профессионалы, но мама и папа для ребенка важнее в эмоциональном смысле. Но отдаление детей и родителей - это реальность, в которой сегодня приходится жить. И значит, мы, педагоги и психологи, должны быть готовы встретиться с теми проблемами, которые подобная реальность порождает.

Каждый ребенок имеет право на безусловную любовь своих родителей. Но это право не часто реализуется на практике. И проблема родилась не сегодня. Папы и мамы рубежа XXXXI века очень часто – дети не получившие достаточного опыта любви и приятия. Как много сейчас «недолюбленных» в детстве родителей! Много ли могут дать они своим детям сейчас?

Современные дети часто являются « рабами» установок своих родителей. Родитель все уже решил и распланировал для своего детища, часто не учитывая его индивидуальных особенностей и внутренних потребностей. Мама и папа не задумываются над тем, что новаторы и изобретатели, лидеры, творцы обязательно должны играть, не могут вести себя тихо и выполнять задания по шаблону «на пять».

Не приходится отрицать необходимость обучения и социализации. Безусловно, ребёнку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой в различных ситуациях. Но при этом важно сохранить его индивидуальность и творческую природу. Детство проходит быстро, но очень хочется, чтобы оно стало ресурсным для наших воспитанников.

Имея живой интерес к театру и практической психологии, я хочу предложить свое видение решения насущных детских проблем. На это и будет направлена, предложенная программа «Социальной адаптации и психологической реабилитации младших школьников средствами театрального искусства».

В своей работе я использую программы по театру Ершовой А.П. «Уроки театра на уроке в школе»; Клубкова С.В. «Режиссура и педагогика корня»; сборник программ по сказкотерапии  под редакцией Т.Д. Зикевич- Евстигнеевой., а также практическое руководство М. Кипниса «Драмотерапия»; И.В. Вачкова «Сказкотерапия»

Почему я остановилась на этих авторах? Программа А.П. Ершовой  - базовая, рекомендованная к использованию МО РФ, и универсальная - по ней можно работать как в тренинговом режиме, так и в классно - урочном. Её метод позволяет детям учиться играя и при этом развивает у них мощные коммуникативные навыки, положительно влияет на творческую активность.

Программа Клубкова С.В. мне нравится тем, что все театральные дисциплины даются в форме тренинга. Это весьма удобно - в рамках отпущенного для работы времени дать все необходимое по театральным дисциплинам. Девиз программы - творческий человек - внутренне свободный человек. Итак, это программы, дающие конкретные хорошие результаты при минимальных временных затратах.

«Волшебная страна внутри нас» - программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Эту программу я использую с целью исследования психоэмоционального состояния школьников. Практические руководства по сказкотерапии и драмотерапии для использования в работе различных техник и упражнений для  коррекции эмоционально - волевой сферы.      

Составленная мною программа направлена на выстраивание грамотных, конструктивно-творческих взаимоотношений учителя, ребенка, родителя, психолога. Что по моему мнению исключит трения по поводу взаимных ожиданий каждого из  субъектов учебно - воспитательного процесса и, действительно, будет способствовать становлению творческой личности ребенка.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ - Воспитание целостной личности ребенка, способной творчески мыслить и индивидуально развиваться.

ЗАДАЧИ.

1.         Социализация

·        развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества; развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся

·        повышение уровня учебной мотивации

·        развитие основных высших психических функций: внимания, памяти,        мышления, воображения 

·        воспитание самостоятельности и ответственности; развитие самоконтроля

2.         Эмоционально- личностная сфера.

·        коррекция страхов

·        научение  навыкам внутреннего раскрепощения

·        развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции

·        развитие воображения

 

3.         Технические навыки

·        формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

Ø    обучение в овладении навыками правильного дыхания

Ø    обучение в овладении навыками верной артикуляциии

Ø    обучение в овладении навыками дикционного       звукопроизношения

Ø    обучение основам орфоэпии

4. Обучение родителя позитивному общению с собственным ребенком,

·        обучение навыкам игры с собственным ребенком

·        изменение отношения к собственному ребенку через игру (в сторону понимания и принятия)

 

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Работа по предлагаемой   программе, предусматривает совмещение нескольких основных форм занятий и типов методик. Что позволяет  сформировать творческую личность ребенка.  Занятия по курсу проводятся в формах

тренинга

                  1) Основы актерского мастерства

                  2) Сценическая речь

                  3) Пластика

                  4) Групповая сказкотерапия

                  5) Психодраматерапия

                  6) Социоигровые упражнения

                  7) Работа с родителями

классно-урочных

1) Уроки театра на уроках в школе (социо-игровые упражнения)

2) Сказкотерапия

3) Фронтальная диагностика пхоэмоционального состояния

4) Гимнастика мозга (включение в урок)

индивидуальной работы

                            1) Игротерапия

                            2) Арттерапия

 

         В основе предлагаемой мною программы лежит научение, поэтому на первое место в своей работе с детьми я ставлю тренинг.  Тренинг не только дает знания, но  развивает навыки и меняет установки. Моя задача как педагога-психолога, перефразируя слова Галилео Галилея - не научить чему- нибудь другому, а помочь открыть это для себя.

         Классно-урочная форма хороша тем, что привлекает к работе по предложенной программе учителей. Она направлена на создание обучающей среды, способствующей максимальному усвоению учебной программы.  Я уже не говорю о том, что в рамках классно-урочной формы  учитель и психолог работают в тесном контакте, что необычайно  важно с точки зрения выполнения конкретных поставленных задач.                      

         Индивидуальная работа необходима для решения психологических проблем конкретного ребенка.

Тренинговые   занятия проводятся в музыкальном зале на ковре. Дети приходят в удобной одежде, которая не сковывает их движения.

   Классно-урочная в обычной классной комнате.

Индивидуальная работа с детьми ведется в отдельном специально оборудованном для игротерапии кабинете. 

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Чтобы сформировать личность ребенка творческой, целостной, адаптированной к любой жизненной ситуации, необходимо тренировать и воспитывать в ребенке такие качества и навыки, как:

·        внутренняя свобода

·        яркое воображение

·        грамотно сформированная речь

·        свободное ощущение себя в пространстве

·        высокий уровень познавательной активности

·        самостоятельность и ответственность

·        коммуникативная грамотность

·        позитивное отношение к житейским трудностям и неудачам

 

Предлагаемый мною курс позволяет осуществить данную задачу, т.к.

представляет собой систему упражнений, легкодоступных для выполнения их детьми, с последующим присвоением их, а поэтому очень эффективных.

 

Основы актерского мастерства.

 Предлагаемый комплекс упражнений по данному предмету формирует у ребенка яркое воображение и делает его внутренне раскрепощенным.

·        упражнения на развитие внимания;

·        упражнения на освобождение мышц;

·        упражнения на развитие воображения;

·        импровизации

 

Сценическая речь

Предлагаемые упражнения, будут способствовать формированию четкой и грамотной речи ребенка, т.к. в основе  произнесения лежит правильное дифференцированное дыхание и четкая работа артикуляционного аппарата:

 

·        Подготовительный комплекс упражнений;

·        Дыхательный комплекс;

·        Артикуляционная гимнастика;

·        Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и   поговорок

 

 

 

Пластика

Занятия пластикой помогают ребенку в овладении собственным телом и позволяют  свободно чувствовать себя в пространстве. Система предложенных ниже упражнений включают в себя:

·        яркообразные игры,  направленные на              оздоровление организма и овладение собственным телом

·        упражнения направленные на координацию движений и равновесие

·        упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа                                                                                                          

Уроки театра на уроках в школе

 

Уроки театра – мощное средство в решении проблем мотивации школьного обучения, т.к. позволяет учителю самостоятельно, не прибегая к помощи психолога, грамотно взаимодействовать с детьми. Для этого  используется система социоигровых упражнений:

·        «Приобщение к делу»

·        Игровые разминки

·        задания для творческого самоутверждения

 

Работа над спектаклем

 

Данный вид работы очень полезен для выстраивания продуктивных целенаправленных отношений между детьми и их родителями, т.к. все они заняты одним общим делом.

 

 Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

 Цели:

1.     Ознакомление  детей с содержанием произведения (пьесы)

2.     Выявление персонажей произведения (пьесы) и обсуждение их характеров.

3.     Распределение ролей персонажей между детьми.

 

2 этап - Репетиционный

 

Цели:

1.     Научить детей репетировать сказку по частям

2.     Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3.     Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

1.     Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

2.     Научить детей чувствовать ритм спектакля

3.     Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

4.     Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

 

 

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: (для педагога)

 Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

 

3. Показ спектакля  или открытого занятия зрителям.

4. «Театральный словарь» - система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

·       Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы  

 

Индивидуальная работа с детьми

Исходя из собственной практической деятельности, могу сказать что не всегда групповые методы могут исправить (скорректировать) внутреннее состояние ребенка. Как, правило, это связано с детскими страхами, вызванными как травмирующими ситуациями в жизни ребенка, так и воспитательной несостоятельностью его родителей.

         В практической психологии не мало доступных техник и средств, которые можно легко использовать в индивидуальной работе с детьми в рамках деятельности школьного психолога:

·        сказкотерапия

·        игротерапия

·        психодраматерапия

·        арттероапия

 

 

 

Учебно-тематический план занятий

Программа рассчитана на 4 года- 2 раза в неделю по одному часу в каждой параллели.70% времени приходится на групповые занятия, а 30% на индивидуальные. Большое внимание уделяется развитию самостоятельной, творческой, личности ребенка, поэтому  значительное предпочтение в программе отдано: основам актерского мастерства, пластике, сценической речи .

 

Наименование разделов

Количество часов

 

Всего

1 кл

2  кл

3 кл

4 кл

Основы актерского мастерства.

развитие внимания;

освобождение мышц

развитие воображения;

импровизации

 

25

5

5

5

5

25

5

5

5

5

10

2

1

2

5

 

25

5

5

 

5

120

Сценическая речь

Подготовительный комплекс упражнений;

Дыхательный комплекс;

Артикуляционная гимнастика;

Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и   поговорок

25

 

1

8

8

 

 

7

25

 

1

8

8

 

 

7

20

 

1

8

2

 

 

9

20

 

1

8

2

 

 

9

180

Пластика             

оздоровление организма и овладение собственным телом:

координация движений и равновесие;

освоение пространства и создание образа       

15

 

5

5

 

5

15

 

5

5

 

5

15

 

5

5

 

5

15

 

5

5

 

5

120

Уроки театра на уроках в школе: «Приобщение к делу»

Игровые разминки

Задания для творческого самоутверждения

3

1

1

 

1

3

1

1

 

1

3

1

1

 

1

3

1

1

 

1

24

Работа над спектаклем репетиционные занятия

показ спектакля зрителю

обсуждение спектакля

открытое занятие

2

1

-

-

1

2

1

-

-

1

17

15

1

1

-

17

15

1

1

-

76

Индивидуальная работа с детьми

-сказкотерапия

-игротерапия

-психодраматерапия

- арттероапия

 

20

3

10

2

5

 

20

3

10

2

5

 

20

5

10

4

1

20

5

10

4

1

160

ИТОГО

648

 

 

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

В ходе занятий дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемам саморегуляции и т. д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям  окружающей действительности.

Приемлемой формой контроля приобретенных в ходе занятий навыков и умений детьми, считаю выполнение ребенком заданий, в соответствии с требованиями руководителя театральной студии исходя из возможностей ребенка (участие в спектакле, открытом занятии).

К концу первого года обучения дети должны уметь:

v    выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека

v    передать пластическую форму живой природы, предмета и произведения искусства через пластику собственного тела;

v    удерживая заданный ритм, прохлопывая его по кругу в течение 2-3 минут

v    описать собственные эмоции, испытываемые от соприкосновения с произведениями искусства, явлениями природы;

v    смотреть этюд товарищей в течение 3-5 минут, не создавая помех другим зрителям;

v    выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся;

v    показать во взаимодействии с другими ребятами 1- 2 сказки из русского народного фольклора;

v    знать 3-5 произведений из русского фольклора (потешки, поговорки, считалки).

 

 

Список литературы рекомендованной детям:

 

1.     Генералова И. А. Театр 1,2,3 год обучения. М., 1998.

2.     Гибсон Р.. Как я наряжусь? М., 1998.

3.     Никитин А. И., Тюханова Е.И. Любите ли вы театр М., 1997.

4.     Салариа Д., Морли  Ж. Развлечения: сцена, экран, актеры. М., 1994.

 

 

Список литературы, используемый педагогом

 

1.     Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников М.,1991.

2.     Белянская Л.Б.сост. Хочу на сцену. Симферополь. 1997.

3.     Детские частушки, шутки, прибаутки  Яросл., 1996.

4.     Кнебель. М. О. «Поэзия педагогики», М.,1980.

5.     Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». М., 1984.

6.     Поем, играем, танцуем дома и в саду Яросл.,1996.

7.     Сорокина С. Ф. Программа: «Театр, творчество, дети». М., 1995.

8.     Стуль М.Воспитание искусством: в театр всей семьёй.Челябинск.1986.

9.     Тарабарина Т. И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Яросл.1996.

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?. М.,2001.

11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

12. Ершова А.П. Программа

13. Ершова А.П.,БукатовВ.М. «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения» М.2002

14. Никитина А.Б.(ред) «Театр, где играют дети».М.,2001

15. ЛэндретГ.Л. «Игровая терапия: искусство отношений».М.,1998

16. ВачковИ.В. «Групповые методы в работе школьного психолога» М.,»2001

17. Вачков И.В. «Сказкотерапия»М.,2001

18. ВачковИ.В. «Основы технологии группового тренинга.Психотехники.»М., 2001

19. Кипнис М. «Драмотерапия»М.,2003

20. Зинкевич-Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»,С.Пб.,2002

21. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» С.Пб.,2000

22. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по креативной терапии»С.Пб.,2003

23. Панфилова М. «Игротерапия общения»М., 2001

24. Осипова А.А. «Общая психокоррекция»М.,2001

25. РоговЕ.И. «Эмоции и воля»М., 2001

26. КеллерманП.Ф. «Психодрама крупным планом»М.,2001

27. Мелик-Пашаев А.А. и др и «Ступеньки к творчеству» М.,1995

 

 

Список литературы, рекомендованный родителям

 

1.     Вачков И.В. «Королевство разорванных связей».М.,2001

2.     Гипенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком, как?»М.,2001

3.     Лэндлофф Ш. «Как вырастить ребенка счастливым?»М.,2003

4.     Леви В. «Этот нестандартный ребенок»М.,2000

5.     Нартова-Бочавр С.К.и др. «Семейный психолог отвечает»М.,2004

6.     Стенанов С. «Нормальные проблемы нормального ребенка»М.,2004

7.     Обухова Л.Ф. «Возрастная психология»М.,1999

Hosted by uCoz